Здоровье суккулентных растений
Пожалуй, самое неприятное в занятии суккулентами то, что рано или поздно приходится сталкиваться с их "болячками", т. е. нежелательными отклонениями от нормального развития (изменение внешних признаков, нарушение роста, задержка цветения). Причем кактусы, вопреки своей общепризнанной жизнестойкости, "болеют" особенно часто и, если так можно выразиться, разнообразно. Этих проблем не удается избежать ни опытным кактусоводам, ни, тем более, начинающим коллекционерам или просто владельцам нескольких растений. Однако если у первых кактусы чаше действительно болеют или подвергаются нападению вредителей, то у неспециалистов неприятности с кактусами обычно объясняются упущениями в уходе за растениями или просто недостаточными знаниями о них.
Не патогенные, т.е. не вызванные болезнетворными микроорганизмами или вредителями, внешние изменения у кактусов и других суккулентов могут объясняться воздействием самых разных внешних (экзогенных) факторов, а также многими генетически предопределенными (эндогенными) особенностями самих растений. К сожалению, внешние проявления поражений эндо- или экзогенными болезнями нередко трудно различимы или совпадают. Для правильной диагностики и помощи растениям необходимо представлять себе все возможные причины появления внешних нарушений.
Изменения, вызываемые внешними факторами. Суккулентные растения, как и все живые организмы, могут нормально расти и развиваться только при определенных внешних условиях. Несоответствие этих условий потребностям суккулентов и возможностям их нормального роста самая частая причина их недомоганий. Соблюдение основных принципов и правил содержания кактусов предотвратит большую часть возможных неприятностей.
Однако даже при самом тщательном уходе, как и в природе, кактусам приходится переживать периоды неблагоприятных условий. В эти периоды вполне нормальным являются остановка роста; отмирание части корней; усыхание, сморщивание, изменение окраски стебля; сбрасывание листьев, отмирание части побегов. В самом упрощенном виде совокупность условий такого нормального торможения" выглядит так: низкие температура и влажность, пониженная освещенность (соответственно для нормального роста по этой -грубой! - схеме требуются высокая температура, увлажненность, в первую очередь субстрата, повышенная освещенность). Иные сочетания в этой триаде - результат ошибок ухода, неизбежно ведущих к аномалиям роста и развития. Самое обычное - увлажнение при недостаточной освещенности. При низких температурах растение просто неспособно усваивать воду, отмершие корни легко загнивают, загнивание вскоре захватывает и живые ткани. При повышенных температурах в условиях недостаточного освещения увлажнение ведет к ненормальному росту (у кактусов это видоизмененные колючки, уродливое вытягивание стебля). Повышение температуры или подсвечивание при сухом содержании в период покоя также может явиться причиной несвоевременного начала роста и, как следствие, истощения растения, образования уродливых побегов, внеурочных бутонов, в дальнейшем опадающих или перерождающихся. Недостаточное увлажнение при высокой температуре и освещенности в период роста могут привести к несвоевременному отмиранию корней, сбрасыванию бутонов, сильному усыханию стебля, изменению его окраски. Такое нередко случается при перегреве земляного кома. Чтобы этого избежать горшки экранируют, прикалывают или помещают в поддоны с высокими краями. Остановку роста у кактусов может вызвать полив холодной водой.
Проблема стрессов у растений в настоящее время широко дискутируется и их сложные механизмы до конца не прояснены. Однако если термины "стресс" и "шок" понимать широко, то их, безусловно, можно использовать по отношению к растениям и, в частности, к кактусам и другим суккулентам. Причиной многих нарушений их развития являются грубые, стрессовые, изменения условий. Так, резкое повышение освещенности вызывает ожоги. Они могут иметь вид пятен необычной окраски, со временем пробковеющих, общего просветление или покраснения растений. Ожог способен вызывать не только солнечный свет, но и температурный шок - растения могут просто "свариться" в закрытой тепличке при превышении критических температур. Любопытно, что от солнечных ожогов страдают даже самые солнцелюбивые кактусы и суккуленты африканских пустынь. Защита от ожогов - постепенное "приучение" кактусов к полному солнечному свету притенение; от перегрева - проветривание помещений и то же притенение. Если ожог вовремя заметить, растению можно помочь - убрать его на время в тень, опрыскать водой, полить (если субстрат высох). Внезапно "обрушившийся" на растение сильный солнечный свет может быстро уничтожить даже крупный экземпляр.
Следует отметить, что для многих кактусов, хавортий, стапелий изменение окраски - это нормальная реакция на солнечный свет (покраснение, побурение, почернение, образование меловидного налета и т.д.), а отсутствие этих признаков, характерных для многих видов, воспринимаемое иногда как показатель заболевания, всего лишь результат недостаточного освещения.
Нехватка солнечного света - очень частая причина не цветения кактусов. Отсутствие цветков или отмирание бутонов нередко происходит у южноамериканских видов, цветущих в природе в весенне-летний период (соответствующий нашему осенне-зимнему, с острым дефицитом света). Простая подсветка может исправить ситуацию. И наоборот, некоторые кактусы, происходящие из экваториальной области, не цветут у нас из-за слишком продолжи тельного светового дня летом. Специалисты рекомендуют для таких растений искусственно укорачивать световой день.
Кроме света, факторами стресса могут стать пересадка, перестановка, полив, внесение удобрений. Отмирание и перерождение бутонов часто происходят при пересадке или даже перестановке растений. Обычная жертва таких стрессов - шлюмбергеры ("декабристы"). Нередко последствиями даже вполне грамотной пересадки могут быть остановка роста, видоизмененный прирост (отличающаяся от прежней форма и окраска стебля, иные колючки и опушение, изменение количества или слияние ребер). Пересадка вызывает не только стресс. Нередко она связана с механическим повреждением корней (особенно у видов с утолщенными, запасающими корнями), а также с резким изменением химизма субстрата (например, рН). Последнее, как и неосторожное внесение удобрений или обильный и несвоевременный полив, может вызывать отмирание корней, задержку или ненормальное ускорение роста. Необычное усиление тургора в результате неудачного полива или внесения удобрения может привести к тому, что стебель кактуса, например, просто лопается. Появляющиеся при этом продольные трещины обычно глубоки и не за-растают, их опробковения тоже не происходит. Так появляются настоящие ворота для возбудителей болезней. Если уж такие трещины появились, их (после дезинфекции и засыхания) рекомендуется замазать обычным садовым варом. Не-благоприятные последствия пересадки можно заметно снизить, заменив ее перевалкой (об этом уже говорилось выше). Для большинства суккулентов с их низким уровнем обмена и периферийным расположением всасывающих корешков она не менее эффективна, чем настоящая пересадка, но более безопасна.
Вообще несоответствие характера питания и условий содержания кактусов - острейшая проблема. Парадокс одинаково хороших результатов у кактусоводов, придерживающихся диаметрально противоположных методов выращивания растений, объясняется именно широким диапазоном возможных сочетаний различных условий. Но, к сожалению, диапазон несоответствий этих условий еще выше. И "перекорм", и "недокорм" в разных условиях выращивания могут быть одинаково пагубны. Однако для кактусов и большинства других суккулентов основным остается принцип "лучше недодать, чем передать". Если вы не уверены - безопаснее посадить растение в посуду меньшего объема, в более скудный субстрат, недополить его, воздержаться от внесения удобрений. Однако злоупотребление таким подходом у отечественных кактусоводов сплошь и рядом превращает кактусы, как уже отмечалось, в настоящие бонсаи. Многолетние карлики очень медленно растут, не образуют полноценных колючек и опущения, скудно цветут или не цветут вообще, не завязывают семян. Нередко слишком маленькая и мелкая посуда просто механически не допускает нормального развития корней. Таким же механическим препятствием роста может быть слишком плотный субстрат. Кактусы-"бонсаи", повидимому, преждевременно стареют и более уязвимы по отношению к "настоящим" болезням.
Слабое представление о чисто механических принципах выращивания растений (не только кактусов) просто удивительно. Очень часто на "заболевшие" кактусы жалуются люди, посадившие их в красивые вазочки, лишенные... дренажного отверстия!
Серьезный шок вызывает у кактусов (как и у других растений) резкая смена среды - перенос из помещения на открытый воздух и, наоборот, из оранжерейных условий в комнатные. Последнее бывает распространенной причиной огорчений после приобретения кактусов, выращенных в теплицах. Тяжелого для растений периода "привыкания" к новым условиям не избежать - со всем набором возможных "болезненных" проявлений: сбрасывание корней и бутонов, остановка роста, видоизмененный прирост.
Влияние нехватки или избытка тех или иных веществ, в первую очередь микроэлементов, на суккуленты мало замет-но и практически не изучено, поскольку кактусы - растения с пониженным уровнем обмена.
Однако на интенсивно растущих видах - опунциях, эпифитных кактусах, седумах, агавах - дисбаланс элементов, вероятно, сказывается. Возможно, что некоторые "пятнистости", усыхание концов побегов, сбрасывание побегов, листьев и бутонов могут происходить именно по этой причине. Поэтому разумное применение комплексных удобрений, особенно микроэлементов, в культуре всех суккулентных растений желательно, а для нормального роста многих из них необходимо.
Нарушения роста кактусов связаны с питанием еще в двух случаях. Иногда они истощаются в результате слишком обильного цветения или плодоношения. Обычно, правда, лишние бутоны отсыхают, что предохраняет растение от истощения. Кроме того, очень часто нарушается рост у привитых растений, когда подвой слишком интенсивно или слишком слабо питает привой. Следует помнить, что прививка - вынужденное и радикальное нарушение в жизни растения и не может не вызывать дальнейших отклонений от нормального развития. Корнесобственное растение всегда "нормальнее" и долговечнее (в соответствующих условиях) своего привитого собрата. Прививка - способ под-держания жизнеспособности растения в несвойственных ему условиях.
Сочные и мясистые, суккуленты нередко страдают от механических повреждений. Их "вооруженность" во многом кажущаяся. Кутикула у большинства видов довольно тонкая, легко повреждается, затягивания повреждений практически не происходит, после них остаются уродливые рубцы. Обломанные колючки у большинства видов кактусов и молочаев не восстанавливаются, как и смытое или стертое опущение. Самое печальное, что все эти следы упущений в уходе остаются на растении на долгие годы и у невнимательного хозяина растение-ветеран выглядит безнадежно искалеченным.
Следует иметь в виду, что потеря побегов (у опунций, маммилярий, каланхоэ, семпервивумов) нередко является естественным способом вегетативного размножения и особенно внимательно (чтобы в естественном "стремлении" оставить потомство они не утратили всю свою красоту) обращаться с такими растениями. У многих эпифитных (рипсалисы, эпифиллумы), ползучих и стелющихся (селеницереусы) кактусов обламывание стеблей также вполне естественно и, по-видимому, может происходить даже под действием собственной тяжести.
Изменения, не вызванные внешними условиями. Нередко недостаток знаний о растениях заставляет принять за болезненное их вполне естественное состояние. Забавный эпизод по этому поводу приводит в своей книге Ирина Александровна Залетаева: когда на ребуции весной высыпали красные крошечные бутончики, хозяйка приняла их за проявление неизвестной болезни. Был случай, когда любитель кактусов, заметив на приобретенном растении железы (красноватые пятна в пазухах бугорков, влажные от выделяемой сахаросодержащей жидкости), также принял их за признак болезни. Кактусы и другие суккуленты столь многообразны, что специфика тех или иных из них вполне может показаться "болезненной". Чтобы закончить этот ряд примеров, упомянем шрамы, остающиеся у кактусов после цветения. Обычно это - лишь несколько увеличенная ареола. Но у некоторых форм отсохшая завязь или плод отделяются только вместе с ареолой, а у некоторых рипсалисов завязь сидит глубоко в мякоти стебля и после опадания оставляет обширный рубец, так что после обильного цветения некоторые из них выглядят как обстрелянные дробью.
Болезненные проявления следует отличать также и от проявлений генетической изменчивости растений. Как уже говорилось, мы выращиваем главным образом представителей ботанических видов (не культурных сортов), а для природных видов естественно существование в некотором диапазоне генетического разнообразия. Кроме того, недостаточно грамотное культивирование приводит к массовому нарушению генетической чистоты видов (гибридизация). Поэтому отсутствие характерных для вида признаков или возникновение нехарактерных не обязательно является "болезненным". Появление странных колючек или отсутствие каких-то волосков, отклонение окраски цветков от "классической" и т. д., как правило, не дают поводов беспокоиться о здоровье растения, а только о его коллекционной ценности.
Присматриваясь к внешности ваших питомцев, следует помнить и о распространенном у кактусов возрастном полиморфизме. Молодые растения и побеги иногда разительно отличаются от зрелых, процесс "взросления" может быть связан с исчезновением или появлением колючек, опущения, дополнительных ребер, цветного налета и т. д. У некоторых видов при вегетативном размножении зрелые побеги практически не образуются или образуются поздно и с трудом. Длительное вегетативное размножение приводит к вырождению растений, утрате ими некоторых естественных качеств. Широко распространенные в культу ре подобные формы не больны, но и нормальными их считать нельзя. Один из вариантов подобного вырождения - множественное образование деток при утрате способности к цветению.
Нередко начинающие любители жалуются, что кактусы не цветут и ищут причины этого отклонения. Но главная причина - возраст (в том числе и физиологический). Если кактус должен зацветать после 5 лет, то более раннего цветения ожидать трудно. По-видимому, нормальным можно считать и образование вскоре отмирающих бутонов на молодых растениях - полное цветение могло бы их опасно ослабить. Хорошо известная клейстогамия (образование семян без раскрытия цветка) фрайлей чаще отмечается у молодых растений. Клейстогамию тоже не следует считать болезнью или аномалией.
Настоящая генетическая болезнь - бесхлорофилльность. Отсутствие хлорофилла может быть полным и частичным. В первом случае растение прорастает из семени уже совершенно лишенное хлорофилла и, естественно, дальше развиваться само не может. Его спасают ранней прививкой и затем всю его жизнь держат на подвое. Бесхлорофилльными могут быть практически любые кактусы (аналогично альбиносам у животных), но особенно распространены бесхлорофилльные гимнокалициумы группы mihanovichii. Из-за наличия в стебле иных, помимо зеленого, пигментов, бесхлорофилльные кактусы бывают различных оттенков желтого и красного цветов (от практически белого до почти черного). Бесхлорофилльность может поразить лишь часть растения, создавая "мраморность" окраски. В этом случае кактус сохраняет способность существовать на собственных корнях. Частичная бесхлорофилльность встречается и у суккулентных растений других семейств.
Эндогенными причинам, по-видимому, объясняются монстрозность и кристатность. И то и другое - нарушения роста не болезненного характера, которые могут проявляться в разном возрасте, только в какой-то части или у целого растения. Для некоторых видов монстрозное или кристатное состояние - превалирующее и, по-видимому, нормальное состояние в природе. Образование гребенчатых форм - кристат - явление, чаще встречающееся у кактусов, но известное и среди некоторых других суккулентов.
Довольно обычна вышеописанная стрессовая реакция - перерождение бутонов в побеги. Но изредка отмечается и обратное явление - перерождение побега в бутон и затем - в цветок. У опунциевых морфологическая близость цветков и побегов особенно выражена. Для них характерна пролиферация (образование побегов) завязи и формирование на ней корней. В цветки могут перерождаться и верхушечные точки роста.
Очень слабо изучены процессы старения кактусов и других суккулентов. Принято считать, что кактусы живут очень долго. Однако, хотя достоверной статистики и нет, можно предполагать, что, по крайней мере для некоторых видов, возраст примерно в 20 лет - естественный предел. Отмирание же основного стебля у кустящихся и столонообразующих форм происходит еще раньше и это, очевидно, вполне нормальное явление.
Среди других суккулентов, живущих не долго, еще больше (у некоторых - двухлетний жизненный цикл). Поэтому многие кажущиеся аномальными признаки объясняются очень просто - возраст! Возрастные изменения: опробковение нижней части стебля, утрата зрелых ареол и колючек, изменение окраски колючек, снижение способности к регенерации корней, искривления стебля - очевидные нормальные и неизбежные признаки старения кактусов.
Комментарии:
Комментариев нет
|
|
|